Beginning

Аврора Тэнг, руководитель программы Центра интерпретации землепользования (The Center for Land Use Interpretation), рассказывает участникам социологической резиденции о своих проектах

Аврора Тэнг, руководитель программы Центра интерпретации землепользования (The Center for Land Use Interpretation), рассказывает участникам социологической резиденции о своих проектах

In the end of 2011 the notion of an ‘artist-in-residence’ started to form its shape around the village Nikola Lenivets.

It was the third key notion. The first two were: artist Polissky and Festival ‘Archstoyanie’. Now the question arises: how we are to understand what contents and scale artist-in-residences in such culturally intensive context should have? The solution was simple and grand: an absolutely new and unprecedented concept, an image of University 3.0, emerged in a long-term prospect (5-7 years).  To put it in a nutshell: professionals from various fields, including scientists, artists, architects, composers, businessmen and even state officials, who wish to grasp the essence of life can come here and feel inspiration. And after they get inspired with the place and communication with others, each of them creates something of his own (a video or a novel, a document or an opera). At the same time each of these people teaches something, as all of them have been selected according to very high criteria of professional records. The list of educational opportunities is wide and varied but filled with the reality of life and prospects. So those who want to be educated or to acquire new skills can design their own path. Thus, one can attend a three-day workshop on cooking and design; his or her friend can attend a complete program on the development of a territory, while others can start converting their humanitarian knowledge and artistic skills into start-ups in artistic industries.

To approach this concept two steps had to be made. The first was rather evident: the area between the villages Zvizzchi, Nikola Lenivets and Koltsovo had to be explored. That meant that the residents had to be invited for a short time and then questioned about their impressions. They were to say if they wanted to come again and, if yes, what they could offer for the next 1-3 years. That resulted in the research program for 2012. Against all wishes, and it was expected that houses and workshops for residents would be built by the summer 2012, the residents had to stay in a small but cozy Volodya’s house. It is important to note that despite the house was acquired accidentally and rented for a certain time it was built on the basis of a special project, with great love and totally independently, paying no attention to any architectural, functional or subjective trends. The house is warm, and it was not in vain that its verandas, common rooms with a fireplace and bedrooms are not built but arranged around a banya with a small pool.  Without Internet but in friendly environment full of initiative our residents found themselves in a village where the school has only 16 pupils (and nearly as many teachers) and where a club is pretty cold and unfriendly, rather than in some cultural context concentrated around the words ‘Polissky’ and ‘Festival’. The residents got involved in ‘the story of intersection of the parallel worlds’. On the one hand, they faced the development of the cultural cluster (http://nikola-lenivets.com/, http://archpolis.org/), on the other hand they experienced the alert, inertial, datcha-like lifestyle of the locals. The population of Zvizzchi is more than 150 people… by the end of 2012 artists and sociologists, theatre directors, architects and others (see Page 2012) presented their projects. It turned out that 12-15 of them can be arranged in a large unit and as early as in 2013 a prototype of a university residence can be launched. But our big idea turned out to be a modest project next to the greater one. The whole territory of Nikola Lenivets turned into the place where initiatives were starting, in which the desire to see many visitors, a rich flow of money and the high level of the media success was seen.

…. Thus, by the beginning of 2013 big intentions around the artist-in-residence and the concept ‘Nikola Lenivets – AiR – University’ got narrowed down to the plan of implementing several projects in 2013. We focused on the authors who are interested in cooperation with the local population (Wapke Feenstra, William Speakman, Theo Tegelaers), and at the same time, next to Polissky’s new big as it was anticipated. Our plan is now rather ‘close’ and definite. We stick to the idea that the residents of Zvizzchi will be oriented at cooperation with the local people in the first place. And there will be artists from Holland nearby, who, as we know, are eager to continue their work there. Moreover, in the autumn 2013 the first projects will be presented in Moscow during the parallel program of the Second Moscow Biannual Exhibition.

Friday 10-17

Sunday 9 – 18

Monday 8.30 – 22.00

Tuesday 9.00 – 22.00

НАЧАЛО

Аврора Тэнг, руководитель программы Центра интерпретации землепользования (The Center for Land Use Interpretation), рассказывает участникам социологической резиденции о своих проектах

Аврора Тэнг, руководитель программы Центра интерпретации землепользования (The Center for Land Use Interpretation), рассказывает участникам социологической резиденции о своих проектах

В конце 2011 года слово «арт-резиденции» стало складываться вокруг деревни Никола-Ленивец.

Это было уже третье ключевое слово. Первые два:  художник Полисский и фестиваль Архстояние.  Как же понять, какими (и по содержанию, и по масштабу) должны быть арт-резиденции в таком культурно-насыщенном контексте? Решили просто и грандиозно: в дальней 5-7-милетней перспективе нарисовалось совершенно новое, невиданное,  картина Университета 3.0. Если очень коротко, то сюда смогут приезжать самые разные профессионалы: и ученые, и художники, и архитекторы, и композиторы,  бизнесмены и даже чиновники, которые хотят обрести смысл жизни – и вот все они, вдохновленные местностью и общением, создают каждый что-то свое (видео или роман, документ или оперу…). Одновременно каждый что-нибудь преподает. Ведь все они были отобраны сюда по высоким критериям профессиональных достижений. Перечень образовательных возможностей оказывается велик и разноформатен, но при этом наполнен реальностью жизни и перспективами. Так что желающие получить образование или новый опыт могут прочертить свою собственную траекторию, и одни – получать трехдневный кулинарно-дизайнерский мастер-класс, другие – комплексную программу по территориальному развитию, третьи включатся в работу, в конвертацию гуманитарных знаний и художественных навыков, в стартапы творческих индустрий.

Чтобы приблизиться к этому образу будущего, предстояло сделать два первых шага. Первый,  достаточно очевидный – исследовать местность между деревнями Звизжи, Никола-Ленивец и Кольцово опытным путем. То есть пригласить резидентов на короткое время, а затем расспросить их об их впечатлениях, о том, захотят ли они приехать сюда еще раз, и если да – то в чем состоят их предложения на последующие год-два-три. Так сформировалась программа исследовательского года 2012. Базой, вопреки ожиданиям, (ожидали, что к лету 2012 года будет подготовлены дома и мастерские для арт-резидентов), стал тесный, но уютный дом Володи. Важно, что обретенный случайно и арендованный на время, этот дом построен по индивидуальному проекту, с любовью и очень самостоятельно, и без оглядок на какие-либо архитектурные, функциональные и просто вкусовые тренды. В этом доме тепло, не зря его террасы, гостиные с камином и комнатки не столько построены, сколько обстроены вокруг баньки с маленьким бассейном. И так, без интернета, но искренне и инициативно, наши резиденты оказались не столько в культурном контексте, связанном со словами Полисский и Фестиваль, сколько внутри деревни, где в школе всего 16 учеников (и почти столько же учителей), а холодный клуб не поражает приветливостью.  Резиденты включились в «историю пересечения параллельных миров», с одной стороны – развитие культурного кластера (см. http://nikola-lenivets.com/, http://archpolis.org/), с другой – настороженная, инерционная, полудачная, огородная жизнь местных. В Звизжи их больше чем 150 человек… К концу 2012 года  художники и социологи, театральные режиссеры, архитекторы и другие (см. раздел 2012)  предложили свои проекты. И показалось, что 12-15 из них можно сложить в большой блок и уже в 2013 году начнет развиваться прототип резиденции-университета. Но наша большая идея оказалась маленьким проектом рядом с иным – на всей территории Никола-Ленивец стали бурно развиваться инициативы, за которыми считывается желание увидеть здесь большой поток людей, большой поток денег, и высокий уровень медийного успеха.

…. Так что в начале 2013 года большие арт-резиденциальные намерения в значении Никола-Ленивец=АР=Университет свернулись до плана осуществления нескольких проектов в 2013 году. Мы сосредоточились на авторах, которые заинтересованы в работе с местным населением (Вапке Феенстра, Вильям Спикман и Тео Тегелерс), а параллельно, рядом с очередным большим проектом Полисского, Ксавье Жюйо и его команда создают свой скорее презентационный, чем, как ожидалось,  образовательный проект.  Горизонт нашего планирования очень «приблизился» и конкретизировался. Мы думаем о том, что резиденты, которые могут приезжать в Звизжи, будут в первую очередь ориентированы на работу с местными жителями. И рядом будут голландские художники, о которых мы знаем, во-первых, что они хотят работать здесь и дальше, а во-вторых, что осенью 2013 года первые проекты – «названия» можно будет увидеть в Москве в рамках параллельной программы Второй московской биеннале.