НАЧАЛО

Аврора Тэнг, руководитель программы Центра интерпретации землепользования (The Center for Land Use Interpretation), рассказывает участникам социологической резиденции о своих проектах

Аврора Тэнг, руководитель программы Центра интерпретации землепользования (The Center for Land Use Interpretation), рассказывает участникам социологической резиденции о своих проектах

В конце 2011 года слово «арт-резиденции» стало складываться вокруг деревни Никола-Ленивец.

Это было уже третье ключевое слово. Первые два:  художник Полисский и фестиваль Архстояние.  Как же понять, какими (и по содержанию, и по масштабу) должны быть арт-резиденции в таком культурно-насыщенном контексте? Решили просто и грандиозно: в дальней 5-7-милетней перспективе нарисовалось совершенно новое, невиданное,  картина Университета 3.0. Если очень коротко, то сюда смогут приезжать самые разные профессионалы: и ученые, и художники, и архитекторы, и композиторы,  бизнесмены и даже чиновники, которые хотят обрести смысл жизни – и вот все они, вдохновленные местностью и общением, создают каждый что-то свое (видео или роман, документ или оперу…). Одновременно каждый что-нибудь преподает. Ведь все они были отобраны сюда по высоким критериям профессиональных достижений. Перечень образовательных возможностей оказывается велик и разноформатен, но при этом наполнен реальностью жизни и перспективами. Так что желающие получить образование или новый опыт могут прочертить свою собственную траекторию, и одни – получать трехдневный кулинарно-дизайнерский мастер-класс, другие – комплексную программу по территориальному развитию, третьи включатся в работу, в конвертацию гуманитарных знаний и художественных навыков, в стартапы творческих индустрий.

Чтобы приблизиться к этому образу будущего, предстояло сделать два первых шага. Первый,  достаточно очевидный – исследовать местность между деревнями Звизжи, Никола-Ленивец и Кольцово опытным путем. То есть пригласить резидентов на короткое время, а затем расспросить их об их впечатлениях, о том, захотят ли они приехать сюда еще раз, и если да – то в чем состоят их предложения на последующие год-два-три. Так сформировалась программа исследовательского года 2012. Базой, вопреки ожиданиям, (ожидали, что к лету 2012 года будет подготовлены дома и мастерские для арт-резидентов), стал тесный, но уютный дом Володи. Важно, что обретенный случайно и арендованный на время, этот дом построен по индивидуальному проекту, с любовью и очень самостоятельно, и без оглядок на какие-либо архитектурные, функциональные и просто вкусовые тренды. В этом доме тепло, не зря его террасы, гостиные с камином и комнатки не столько построены, сколько обстроены вокруг баньки с маленьким бассейном. И так, без интернета, но искренне и инициативно, наши резиденты оказались не столько в культурном контексте, связанном со словами Полисский и Фестиваль, сколько внутри деревни, где в школе всего 16 учеников (и почти столько же учителей), а холодный клуб не поражает приветливостью.  Резиденты включились в «историю пересечения параллельных миров», с одной стороны – развитие культурного кластера (см. http://nikola-lenivets.com/, http://archpolis.org/), с другой – настороженная, инерционная, полудачная, огородная жизнь местных. В Звизжи их больше чем 150 человек… К концу 2012 года  художники и социологи, театральные режиссеры, архитекторы и другие (см. раздел 2012)  предложили свои проекты. И показалось, что 12-15 из них можно сложить в большой блок и уже в 2013 году начнет развиваться прототип резиденции-университета. Но наша большая идея оказалась маленьким проектом рядом с иным – на всей территории Никола-Ленивец стали бурно развиваться инициативы, за которыми считывается желание увидеть здесь большой поток людей, большой поток денег, и высокий уровень медийного успеха.

…. Так что в начале 2013 года большие арт-резиденциальные намерения в значении Никола-Ленивец=АР=Университет свернулись до плана осуществления нескольких проектов в 2013 году. Мы сосредоточились на авторах, которые заинтересованы в работе с местным населением (Вапке Феенстра, Вильям Спикман и Тео Тегелерс), а параллельно, рядом с очередным большим проектом Полисского, Ксавье Жюйо и его команда создают свой скорее презентационный, чем, как ожидалось,  образовательный проект.  Горизонт нашего планирования очень «приблизился» и конкретизировался. Мы думаем о том, что резиденты, которые могут приезжать в Звизжи, будут в первую очередь ориентированы на работу с местными жителями. И рядом будут голландские художники, о которых мы знаем, во-первых, что они хотят работать здесь и дальше, а во-вторых, что осенью 2013 года первые проекты – «названия» можно будет увидеть в Москве в рамках параллельной программы Второй московской биеннале.